«Каждый пишет, как он дышит…»
Относиться к тому, что пишешь, можно по-разному. Кто-то легко и безмятежно заполняет пространство белого листа, считая себя в журналистике крепким ремесленником. А кто-то… Кто-то не спит ночами, комкает и выбрасывает сжатые комочки бумаги, вычёркивает целые абзацы или бьётся часами над одним только словом. Причём вечно сомневается и в себе, и в профессии, и в том, удалось ли передать все оттенки растревоженных чувств?
Оля – она как раз из этой, из второй категории.
Если приносит свои рукописи, то обязательно – покрепче прижав к сердцу.
Если сидит рядом, когда их читает кто-то, чьё мнение для неё важно, будет теребить краешек платка, или сжимать и разжимать пальцы, или чуть-чуть прикусывать губы…
Если выбирает себе героя материала, то такого, о котором, действительно, не статью в газету строчить надо, а книжку писать.
Всё у неё – наружу, всё – навзрыд, нет ни второго дна, ни корысти, ни малейшего стремления как-то облегчить себе жизнь. И в знакомые к знаменитостям она не набивается. Наоборот, делает из тех, чьё творчество её восхищает и задевает, настоящих звёзд. Так было с маэстро Колтушкиным или с художницей Кругловой, к примеру.
Эти две книги нелегко дались Оле. Во всех смыслах. Но она упрямо и настойчиво шла к цели, не спала ночами, брала бесконечные интервью, мучила своими требованиями дизайнеров и оформителей. И – добилась-таки своего! Потому что, читая эти книги, влюбляешься и в Колтушкина, и в Круглову. А ещё не можешь не обратить внимания и на самого Автора. Слишком уж искренние, открытые, откровенные пишет она тексты. От них искрит. Они живут своей жизнью. Они не забываются и к ним хочется возвращаться.
Даже названия у обеих книжек – говорящие: «Солнечный круг маэстро Колтушкина» (2005) и «Художник Галина Круглова. Дорога в Солнечный Свет» (2006 г.) Вы заметили, что в обоих случаях присутствует слово «солнце»? Оле все творческие люди именно такими и представляются – непременно солнечными. Светлыми. Несущими добро.
Она и сама такая – добрая. Её нельзя назвать ни оптимисткой, ни хохотушкой. Скорее, наоборот – в глазах много грусти, в словах – смысла, в поведении – достоинства и терпения. Она – натура очень цельная, и жизнь это порой осложняет. Да и работать так непросто тоже. Оля, к примеру, никогда не возьмётся за два проекта одновременно. И если корпит над чем-то, с «халтурами» или второстепенными заказами к ней лучше и не соваться. Она только расстроится, что помочь ничем не может, но отвлекаться на суету не станет точно, даже если эта работа сулит неплохой заработок и не займёт много времени. Так уж устроена: не может себя делить, не умеет рвать сердце на дольки или половинки…
И поэтому мне очень дорога наша совместная с ней работа над двухтомником «Мои современники. Лицом к лицу» и книгой «Покаяние» (совместный проект с «УГМК-Холдинг»). Второй том «Современников» мы доделывали, когда Леонида Германовича Каменецкого уже не было в живых. И тем труднее было говорить о нём с людьми, которые его искренне любили. А нам приходилось «лезть в душу», бередить раны, выспрашивать о самом сокровенном и личном. Оля справилась. И я очень благодарна ей за это.
Работа над «Покаянием» была не легче. Во-первых, сама тема – гибель Царской Семьи – уж слишком трагична. Во-вторых, мы хотели, рассказывая о прославлении Царственных Страстотерпцев и о строительстве Монастыря на Ганиной Яме, сделать эту книгу интересной как для православных, глубоко верующих людей, так и для светских лиц. И, конечно, были нужны соответствующие знания – в том числе по иконописи или по истории религии. И именно Оля проводила время в библиотеках или в Монастыре – за беседами с иноками, которые длились иногда часами, а результат имели – в несколько скупых строк.
Она, наверное, обижается на меня за то, что из книги были убраны целые главы – о православном творчестве верхнепышминских художников, к примеру. Но этому есть своё объяснение. Мы сознательно уходили от прямой авторской оценки событий, стараясь отобразить всё случившееся глазами современников или людей, которые по своему духовному сану имеют на это право. И потому эмоциональная, переполненная эпитетами статья Ольги, влюблённой в каждого из своих героев, зазвучала диссонансом. Просто Оля не умеет петь в хоре. Ей надо солировать.
И поэтому я всё жду, когда же она зайдёт в кабинет и скажет: «Вот, это будет моя новая книга. Я хочу рассказать в ней о …».
И какую бы фамилию она ни назвала, я точно знаю: благодаря Ольге Суздальцевой мы все познакомимся с ещё одним солнечным и творческим человеком. Важно ведь только уметь разглядеть эту солнечность сквозь тучи. А она умеет. Потому что не носит солнцезащитных очков.
|