Лев Зонов
«Вот и новая осень…»
Сборник стихов и песен
Екатеринбург, Издательский Дом «Филантроп»,
2002 г. – 208 с., ил.
Тираж 1000 экз.
БКК 84-3
З 84
ISBN 5-901112-14-8
Сборник включает 120 песен и стихов. Автор посвятил его «друзьям и коллегам по духу, идущим по жизни с песней…»
Новое приглашение к песне
Я не нашел другого названия этим нескольким фразам, которые попросил меня сказать автор, – замечательный человек, поэт и композитор Лев Зонов, горный инженер?геофизик, выпускник Уральской горно?геологической академии.
В 1997 году он выпустил свой первый сборник стихов и песен, имевший большой успех, особенно в геологической и горняцкой среде. Во вступительном слове к нему я приглашал читателей к стихам и музыке, широко известным в 60?90 гг. Этот сборник был посвящен 80?летию академии.
Прошло 5 лет – и вот, снова в юбилейный год, выходит новый сборник Льва Зонова, еще более лиричный, глубокий и разнообразный по содержанию. Выход этого сборника чудесным и закономерным образом совпал с изданием второй книги альманаха «Уральцы на Колыме и Чукотке. (1937?2000 гг.)», которая, как и первая, начиналась с песни Льва Зонова, неоднократно бывавшего в командировках в тех местах. Неслучайно, что выходят они в год 85?летия академии, выпускники которой осваивали и этот романтический, суровый и трагический фай. Совершенно очевидно, что герои этих двух книг принадлежат одному племени романтиков и преданных профессии людей, знающих, что такое настоящая дружба и настоящая любовь, – во всём.
Пользуясь случаем, не могу не высказать, как ректор, слова признательности и уважения автору этой книги Льву Зонову за творческий труд во имя авторитета Уральской горно?геологической академии, будущие выпускники которой, уверен, будут петь и эти песни тоже!
О себе…
Я не хотел рассказывать о себе так подробно, но меня очень попросили…
Многим интересно – когда я родился, (по?видимому, не с точки зрения возраста, а для того, чтобы поздравить меня с очередным Днём Рождения). Я не стесняюсь своего возраста и не делаю из этого секрета. На свет я появился 20?го сентября 1933 года в городе Лукоянове Горьковской области. А с 1940 года стал свердловчанином. В 1951 году окончил школу № 40. (До сих пор удивляюсь, как меня угораздило окончить её с серебряной медалью).
В Свердловском горном институте получил специальность горного инженера?геофизика. Это удивительное сочетание геологической романтики с техникой. После окончания института несколько лет работал на самом передовом участке геофизики – на аэрогеофизических съёмках, налетав на самолётах АН?2 около 2000 часов и на вертолётах МИ?1 и МИ?8 около 1000 часов. Если говорить о географии, то где я только не работал и не бывал в экспедициях и командировках: на Среднем, Южном, Северном, Приполярном, Полярном Урале, в Башкирии, в Центральном Казахстане, на полуострове Мангышлак, на Эмбе, на плато Усть?Урт, в Забайкалье, на Колыме, в Узбекистане, в Монголии и даже, с первой группой советских геологов, – в экзотической стране – Индонезии. Кроме работы в полевых геологических партиях и экспедициях, пришлось организовывать и возглавлять вычислительные центры в Уральском геологическом управлении в Свердловске и в объединении «Полярноуралгеология», находившемся в Воркуте. За Полярным кругом я проработал (по собственному желанию) более 12 лет – на столько хватило терпения. Последние несколько лет возглавлял там партию по золоту, где попробовал для поисков металла, за который гибнут люди, применить металлодетекторы, разработанные и изготовленные собственными силами. В начале 90?х годов, когда многое в нашей удивительной, но бездарной стране стало рушиться, я решился организовать и возглавить Производственно?внедренческое предприятие «УРАЛПРИМ» (УРАЛ?ПРИборы?Методика), которое продолжило разработку, изготовление и внедрение специализированных металлодетекторов для геологической, добывающей отрасли, а также для археологии, криминалистики, служб досмотра и таможенного контроля. Три года тому назад нашими приборами заинтересовались греки, и по их приглашению я уже три раза слетал в эту, овеянную легендами, страну. И теперь, если кто?нибудь при мне говорит известную всем фразу: «В Греции всё есть!», то я обязательно поправляю: …«Всё, кроме наших металлодетекторов!»
Я очень богатый человек, потому что имею и одну жену, и пока одну единственную дочь и целых два внука, которых люблю, надеясь на их взаимность. Теперь, когда Вы почти всё обо мне уже знаете, можно что?то сказать и о песнях под гитару. Об этом меня попросили рассказать более подробно…
Ещё в школьные годы я начал складывать слова, как кирпичики, в строчки и рифмовать окончания этих строчек. Рифмовал каждый вечер перед сном и обязательно записывал то, что срифмовалось в толстую тетрадку своим каллиграфическим, но неразборчивым почерком.
В институте писал интермедии и конферанс и выступал с ним в концертах художественной самодеятельности. На 3?м курсе написал первую песню на свои слова и мелодию, после чего взял продолжительный тайм?аут и стал писать только слова на мелодии популярных в то время песен.
Играть на семиструнной гитаре, которая стоила в те времена семь рублей (возможно цена определялась количеством струн), меня, к сожалению, никто не учил, поэтому я с хорошего цвета завистью всегда смотрел на людей, профессионально владеющих старой. Но в 1964 году мне посчастливилось встретиться в нашем городе с уже популярным в то время БУЛАТОМ ОКУДЖАВОЙ и провести два дня и два вечера (!) в чудесном обществе МЭТРА и его замечательных песен. Тогда БУЛАТ ШАЛВОВИЧ, послушав несколько моих песен на чужие мелодии, промолвил БЛАГОСЛОВЕННЫЕ СЛОВА: «Попробуй любой аккомпанемент, но свой!». Я очень близко к сердцу принял эти слова, и уже летом этого года у меня появились первые песни и со своими словами, и со своей музыкой.
А в 1965 году произошло моё первое публичное выступление в Доме работников искусств города Свердловска, где в устном журнале «Творчество», редактором которого был поэт ЛЕВ СОРОКИН, мне была предоставлена страница, названная «Песни у таёжного костра».
И… пошло?поехало. Я очень удивлялся, что мои песни могут кого?то интересовать, и стал выступать перед самыми различными аудиториями, а в марте 1967 года состоялся мой первый авторский концерт в двух отделениях в актовом зале Уральского политехнического института, при котором в январе 1967 года был организован Свердловский городской клуб песни, возглавлявшийся ЕВГЕНИЕМ ГОРОНКОВЫМ и ЮРИЕМ ЧЕЧУЛИНЫМ.
В этом же году около десяти моих песен прозвучало по радиостанции «Юность» в передаче, подготовленной известным журналистом и бардом БОРИСОМ ВАХНЮКОМ.
В 1968 году вместе с АЛЕКСАНДРОМ ДОЛЬСКИМ я представлял наш город Свердловск на Всесоюзном Фестивале самодеятельной песни в Академгородке г. Новосибирска, где мы выступили достаточно успешно. (Это мнение не моё, а критиков, которых на авторскую песню и в те времена всегда хватало).
В шестидесятые?девяностые годы доводилось часто выступать не только в нашем городе, Нижнем Тагиле, Асбесте, Ханты?Мансийске, где я участвовал в Днях Уральской литературы, но и в Ленинграде, Москве, Риге, Алма?Ате, Ташкенте, Киеве, Воркуте, Иркутске.
Иногда слушал, как мои песни звучали по Свердловскому и Воркутинскому радио и телевидению, и всегда благодарил своих друзей, когда они звонили и говорили: «Включи телевизор (или радио), там звучат твои песни!».
Публиковались песни в геологических многотиражках «Геолог Урала», «Геолог Севера», а также в городских газетах и центральных журналах, многие песни были включены в несколько сборников авторской песни, изданных центральными издательствами: «Люди идут по свету» (издательство «Советский композитор», 1989 г.), «Среди нехоженых дорог одна – моя» (издательство «Профиздат», 1989 г.), «Люди идут по свету» (издательство «Физкультура и спорт», 1990 г.), «Негаснущий костёр» (издательство «Теоинформмарк», 1998 г.).
Кроме этого, отдельные песни были включены во многие сборники, выпускавшиеся местными издательствами.
В 1996 году вышел мой первый компакт?диск «Я часто уходил…», в который вошло 28 песен.
Как дань памяти ушедшему от нас поэту ЛЬВУ СОРОКИНУ, который в 1965 году вывел мои песни на сценическую площадку, я дал ему второе название – «Песни у таёжного костра», (так называлась страничка в упоминавшемся выше устном журнале «Творчество»).
В создании первого компакт?диска принял участие СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРСКИЙ, которого зарубежная пресса назвала супермультиинструменталистом (он собрал уникальную коллекцию – около 400 музыкальных инструментов народов мира, и каждым инструментом владеет в совершенстве, за что попал в Книгу Рекордов Гиннеса). Он сделал аранжировку аккомпанемента для двух гитар и своей чудесной гитарой украсил песни на диске.
В 1997 году к 80?летию Уральской государственной горногеологической академии увидел свет мой первый авторский сборник «Смотрите в небо чаще…», включивший 80 песен и стихов.
В этом же году в г. Воркуте была выпущена аудиокассета «Песни о Воркуте», в которую вошли две мои песни, а в Екатеринбурге вышел компакт?диск «Родной мой завод…», освящённый юбилею Екатеринбургского завода по обработке Цветных металлов, в который включили три мои песни. Оказалось, что генеральный директор этого завода НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ТИМОФЕЕВ когда?то давно, сплавляясь на байдарках, пел мои песни.
В декабре того же года в программе «Музыка вокруг нас» Свердловской Государственной телерадиокомпании прозвучала 50?минутная передача, посвященная моим песням (автор ВИКТОР ПОПОВ).
В 1998 году вышла аудиокассета «Я часто уходил…», а студия записи «Новые Проекты» ВИКТОРА ЗАЙЦЕВА в коллекционной серии «Барды России» выпустила аудиокассету и лазерный диск «Песни у таёжного костра».
В честь 75?летия АЭРОФЛОТА, отмечавшегося в феврале 1998 года, был выпущен очень большим тиражом юбилейный компакт?диск «И просится сердце в полёт…», в который была включена одна из моих песен «Я часто уходил…». По?видимому, составители из?за следующих строчек: «Я часто уходил НА САМОЛЕТ, на поезд…» и «Прости меня, прости за частые прощанья, пусти меня, пусти, – пора НА САМОЛЕТ…» решили, что это «Аэрофлотовская» песня.
В 1997 году, во время празднования Дня города, мне довелось принять участие в концерте авторов?исполнителей, в Историческом сквере города, а в 1998 году в Дни юбилея города в заключительном концерте конкурса на лучшую песню о нашем городе, организованного радиостанцией «Студия?город». Тогда среди песен других авторов на площади 1905 года прозвучал мой «Екатеринбургский вальс». Кстати, строчка из этой песни: «Екатеринбург – он как третий мой родитель…» стала темой сочинения, предложенной выпускникам средних школ Городским Управлением народного образования в числе других десяти тем в том юбилейном году.
В 2000 году одна из моих геологических песен открыла торжественный концерт на Съезде геологов России, посвященного 300?летию Горно?геологической службы страны, который состоялся в Санкт?Петербурге. Мне было приятно, что там прозвучала песня, написанная на Урале и которую мы часто пели у наших походных костров. Это был, наверное, единственный в моей жизни случай, когда я выступил в одном концерте с МУСЛИМОМ МАГОМАЕВЫМ, ЭДУАРДОМ ХИЛЕМ, ВАЛЕНТИНОЙ ТОЛКУНОВОЙ, ЕКАТЕРИНОЙ ШАВРИНОЙ, ТАТЬЯНОЙ БУЛАНОВОЙ, ансамблем «Поющие гитары».
Наверное, нужно сказать о том, что в 2001 году мне предложили вести рубрику авторской песни «Возьми гитару…» в межрегиональном журнале «Грани Урала», (его выпускает Издательский дом «ФИЛАНТРОП»), а в 2002 году я стал редактором отдела культуры этого журнала.
Всего в моей обойме около 250 песен, среди которых, кроме «геологических», много лирических и шуточных, есть и пародии на известных бардов.
Кроме этого, более 20 песен (в основном, лирических) были написаны мною на слова известного Уральского поэта ЛЬВА СОРОКИНА. И мне очень хочется выпустить диск или аудиокассету с песнями на его слова.
Но, самое главное, что мне доставляет удовлетворение и радость, это то, что мои песни (чаще всего такие, как «Говорливая река», «Ожерелье тёплых рук», «Песенка о ветре», «Палаточка под елями», «Куда нас черти понесли…», марш?гимн туристов «Европа?Азия») звучат и сегодня, а я, в свободное на работе и от работы время, продолжаю создавать и дарить людям свои новые песни. Только в последние три года у меня появилось более сорока новых, в основном, лирических песен, которые удалось записать на студии Виктора ЗАЙЦЕВА в чудесной аранжировке и сопровождении Андрея ЕЛЕЦКОГО – и художника, и музыканта, и философа. Первый диск с новыми песнями мы назвали «Вот и новая осень…», второй – «Ожерелье тёплых рук», третий – «Ах, время, времячко…». На четвертом диске записано 24 импровизации Андрея ЕЛЕЦКОГО на мою песню «Говорливая река».
Я вас уже утомил, поэтому в заключение считаю уместным привести слова, которые стали эпиграфом к моему первому компакт?диску:
Я НЕ ДУМАЛ, ЧТО КОГДА?НИБУДЬ МОИ ПЕСНИ БУДУТ ЗАПИСАНЫ НА ТАКОМ ДИСКЕ. ОН МНЕ ОЧЕНЬ ДОРОГ, ЭТОТ ДИСК, ПОТОМУ ЧТО С КАЖДОЙ ПЕСНЕЙ СВЯЗАНЫ ВОСПОМИНАНИЯ О ЧУДЕСНЫХ МЕСТАХ И ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЯХ, НА КОТОРЫХ МНЕ ОЧЕНЬ ВЕЗЛО В ЖИЗНИ…
…Я ПРИГЛАШАЮ ВАС… ПОСЛУШАТЬ ЭТИ ПЕСНИ, А, ПРИ ЖЕЛАНИИ, И ПОДПЕТЬ.
ЛЮДЯМ ХОЧЕТСЯ ИНОГДА НЕ ТОЛЬКО СЛУШАТЬ.
ПОЙТЕ БОЛЬШЕ ПЕСЕН!
КОГДА ЧЕЛОВЕК ПОЁТ – ЭТО ХОРОШО!
Лев Зонов «Вот и новая осень…»
Вот и новая осень. Стихи (часть 1)
Вот и новая осень. Стихи (часть 2)
Вот и новая осень. Стихи (часть 3)
Вот и новая осень. Стихи (часть 4) |