главная
новости
карта сайта
поиск по сайту
обратная связь
Издательский дом «Филантроп»
Издательский дом «Филантроп» «Создавайте легенды о себе. Боги начинали с этого».

Статистика посещений:


Открытие сайта: 01.01.2008
Последнее обновление 25.01.2014
 
Ольга Суздальцева.

"Солнечный круг маэстро Колтушкина"

С 89

ББК (Щ) 85.31

Поколению «Детей войны»
и Её Величеству Музыке
посвящается...

С 89 Суздальцева О.В. Солнечный круг маэстро Колтушкина. - Екатеринбург, «Филантроп», 2005 г. - 160 с.

ISBN 5-901112-45-8

Руфина Ивановна Колтушкина, родные, друзья, коллеги, ученики, в том числе и автор книги, благодарят Уральскую горно-металлургическую компанию, лично Михаила Ивановича Бочкарёва и Евгения Владимировича Брагина, ОАО «Урал-электромедь», лично Александра Анатольевича Козицына, за неоценимую финансовую, организационную, техническую по­мощь и поддержку в подготовке и издании книги.

В издании использованы фотографии и другие докумен­ты из личных архивов Р. И. и В. В. Колтушкиных, Г. М. Писулиной, М. И. Бочкарёва, В. Г. Герасимовой, В. И. Ант­ропова, В. А. Злоцкого, О. М. Соколовой, В. А. Соколовой, А. И. Роднина. Фото люстры ДК металлургов ОАО «Урал-электромедь» - М. А. Улитин.

Идея, содержание, интервью, литературная обработка бесед, текст, компьютерный набор, составление книги -Суздальцева Ольга Владимировна.

ISBN 5-901112-45-8

© Суздальцева О.В., 2005 г., идея, составление, лит. обработка

© ООО ИД «Филантроп», 2005 г., макет, изготовление

От автора

Главным героем этой книги является Валентин Викторо­вич Колтушкин, музыкант-самородок, талантливый педагог и организатор взрослой и детской художественной самодея­тельности скромного трудолюбивого уральского города Вер­хняя Пышма.

Приехав сюда в 1954 году, в год 100-летия поселения, он прожил в нём полвека, внеся значительный вклад в культур­ное, музыкальное, художественное, трудовое воспитание его жителей, юных и взрослых.

Город, громко праздновавший в июле 2004-го 150-летний юбилей, успел выразить 74-летнему маэстро свою призна­тельность, наградив его Почётным знаком отличия «За зас­луги перед МО «Верхняя Пышма».

9 октября 2004 года сердце Валентина Викторовича ос­тановилось.

Работа над книгой о В.В.Колтушкине и времени, в кото­ром он жил, была начата при жизни этого человека, и автор получил благословение на то.

Но издание не только о нём. Оно - о судьбе нескольких поколений верхнепышминцев, о развитии, расцвете города и превращении его в «медную столицу» Урала.

Центральную часть книги занимает цикл воспоминаний и впечатлений о дорогом и любимом учителе, музыканте-вир­туозе, коллеге, друге, в которых люди распахивают свои сер­дца и судьбы. Подобно тому, как раскрывался его любимый аккордеон и во всю мощь и ширь звучала музыка необъятной российской души, так пытаются вести себя и страницы этой «на­родной» книги... И внутреннему духовному взору предстаёт своеобразный «парад планет», которые, будучи каждая на своём месте, осознанно, с любовью и благодарностью вра­щаются вокруг солнца... Именно поэтому книга называется не иначе как «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ».

«ЭТО ЖЕ ТАК ЗДОРОВО - РАДОВАТЬ ЛЮДЕЙ!»

Галина Михайловна Писулина (Газизулина), участ­ница вокального женского квартета, солистка, испол­нительница танцев в программах В. В. Колтушкина, ру­ководитель отдела культуры верхнепышминского ис­полкома в 1970-х годах, ныне - директор киноконцерт­ного театра «Космос» г. Екатеринбурга, заслуженный работник культуры России:

«Имя Валентина Викторовича - в сердце моём со времён моей юности и незабываемой совместной ра­боты под его блестящим руководством... Я попала в тот удивительный круг, будучи школьницей. Занималась всем - и пением (в квартете и соло), и танцами (испол­няли с Юрой Малухиным русские, испанские, аргентин­ские и многие другие)- была, то есть, «артисткой» уни­версальной. А ещё вела комсомольскую работу. В ре­зультате чего возникали проблемы. Секретарь горко­ма комсомола однажды поставил условие - петь или комсомольской работой заниматься! Считалось, что «прыгать» на сцене для молодёжного лидера - дело непри­личное. А я не могла бросить ни то, ни другое...

Как сейчас помню, ещё в самодеятельности во 2-й школе, где я училась, пела: «Белая, несмелая ромашка полевая...»

Он меня сделал культурным человеком. Всем лучшим в себе я обязана ему. Он - мой первый настоящий Учи­тель, второй отец и дорогой друг. Очень требователь­ный, принципиальный человек. Репетиции - адский труд, расслабляться не позволял. Это было преодоле­ние себя во имя той радости, которую мы получали, выступая на сцене, радуя зрителей.

Когда 22-я школа была ещё на Молебке, мы с ним вместе вели музыкальные кружки. Потом я ушла на ру­ководящую работу, вскоре стала заведующей отделом культуры Верхней Пышмы. И тут мы, конечно, пересе­кались. Великая радость - общение с Валентином Вик­торовичем...

Именно он научил меня видеть и слышать красивое. На самом перепутье именно он сказал: «Я вижу, что ты должна идти в культуру. Это же так здорово - радовать людей!»

...Когда я училась в Высшей партшколе, все там уз­нали о Валентине Викторовиче, мы дружно пели его песни, которые очень полюбились моим сокурсникам.

Одна лишь грустинка не покидает меня, что не полу­чил он тех званий в культуре и образовании, которые заслужил талантом и трудом, как никто... «Не положе­но», - говорили высокие чиновники, намекая на беспар­тийность и отсутствие корочек о высшем специальном музыкальном образовании, и возвращали документы на звание назад... А потому, когда мне было присвоено звание заслуженный работник культуры, я при всех, на церемонии вручения знака сказала, что в ПЕРВУЮ оче­редь разделяю его со своим главным Учителем и вто­рым отцом - Валентином Викторовичем Колтушки-ным...»

«ДРУГИХ ТАКИХ ЛЮДЕЙ Я НЕ ВСТРЕЧАЛА!»
или «ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ДУШИ»

Эльвира Иосифовна Бронникова, участница худо­жественной самодеятельности ДК ПОЗ в начале 60-х годов, ныне - начальник Управления культуры Верх­ней Пышмы, заслуженный работник культуры России.

Интервью с Эльвирой Иосифовной состоялось при жизни Валентина Викторовича, которого она считает одним из главных своих учителей.

Вот что было сказано:

«Пусть простят меня многие специалисты-профес­сионалы в области организации культурно-массовой работы и художественной самодеятельности, с которы­ми приходилось сталкиваться, но в моей жизни других ТАКИХ (!) людей не было! Колтушкин - личность уни­кальная. По результативности превосходил (и превзо­шёл бы сегодня, будь молодым) всех. Двадцать раз «утёр бы нос» сегодняшним «профи». Равных ему не вижу. Хотя у него ни высшего, ни среднеспециального музыкального образования не было. Чистейшей воды самородок!

В конце 50-х, в 60-х годах он сумел сплотить ода­рённых людей и научить их петь и играть професси­онально. Профессионален был инструментальный квартет. В ДК металлургов он создал два уникаль­ных вокальных квартета - мужской и женский. В ДК ПОЗ существовал ещё один коллектив-спутник, жен­ский квартет, в котором имела счастье петь и я. С нами Валентин Викторович работал с не меньшей отдачей. Мужской вокальный квартет под его руковод­ством пел совершенно безукоризненно, - недаром он стал победителем Всероссийского телевизионного конкурса «Алло! Мы ищем таланты!»

Концертмейстер, блестяще владеющий аккордео­ном; музыкант, умеющий играть практически на всех инструментах; режиссер, постановщик, педагог по во­калу, аранжировщик, композитор, актёр, танцор и чуть ли не постановщик танцев, - сам во всех лицах! И что поразительно - всё, за что он брался, - великолепно удавалось! Чувство меры и безукоризненность вкуса ему никогда не изменяли.

Удавалось из каждого человека достать лучшее. Это, пожалуй, самое сложное. Индивидуальный под­ход к любому человеку для него - норма.

Ему присуще необыкновенное трудолюбие - то же самое в обязательном порядке он прививал всем уча­стникам так называемой «самодеятельности». Требо­вательность его была высока чрезвычайно. Всё отта­чивалось до совершенства!

Валентин Викторович - человек веселый, остроум­ный, с удивительным чувством юмора, умеющий об­щаться. Утончённый интеллигент и одновременно простой российский «мужик» уживаются в нём совер­шенно органично. Ко всему прочему, для Валентина Викторовича характерны и естественны бескорыстие и простота в обращении с людьми.

...Аккордеон же в его руках всегда звучал как бы... «сам»! Что за этой легкостью стояло? Он - музыкант «от Бога».

...ТО время считаю самым удивительным в своей жизни - «праздниками для души», за что невероятно благодарна Валентину Викторовичу!»

«ОН СОЗДАЛ СЕБЯ САМ»

Михаил Иванович Бочкарёв, друг с 40-летним ста­жем. Ныне - советник генерального директора УГМК. Заслуженный строитель России, Почётный гражданин города Верхняя Пышма:

«Знакомство наше состоялось в 1959 году, тотчас после моего приезда в Верхнюю Пышму в качестве мо­лодого специалиста строительного управления. Первое время жилья не было. Жил в комнате, в здании строй­управления по Менделеева. Слышу вечерами - поют, играют. Поднялся однажды, смотрю - молодежь, вся самодеятельность СУ в небольшом красном уголке. Ре­петируют. А я сам везде в самодеятельности участво­вал, без гитары не жил. Итак, сразу попал в творческий круг художественной самодеятельности Верхней Пыш-мы.

Колтушкин руководил и эстрадным коллективом в клубе «Цветмет», где после появления ДК металлургов многие годы располагался магазин «Уют». Четыре года, вплоть до 1963-го, я играл на гитаре в ансамбле «у Кол-тушкина». В 1963-м назначили меня главным инжене­ром СУ. На систематические занятия музыкой времени стало катастрофически не хватать. Пришлось оставить творчество, но... не возникшую с Валентином взаимную привязанность и дружбу. Те годы связали нас плотно и навсегда. Так и дружим семьями.

Что меня притянуло в нём? Уже в те молодые годы я увидел в нём зрелую личность, человека, который САМ СЕБЯ СОЗДАЛ. До всего доходил сам, своим умом и талантом. Очень творческий человек, прекрасный организатор. Абсолютно не зазнаваясь, умел быть «на вершине». Его постоянно окружала молодёжь. Колтуш­кин - заразительный талант, к которому тянулись люди. Мало кто в то время обладал авторитетом большим, чем тот, который заслуженно имел он. Программы, которые он делал со своими коллегами, учениками, единомыш­ленниками, были просто профессиональными.

Я несколько лет до приезда в В.Пышму играл на ги­таре в эстрадном оркестре Саратовского автодорож­ного института. Этот коллектив вёл профессиональный музыкант, оркестр был лауреатом всероссийских кон­курсов. Так я должен сказать, что организация репети­ций, их напряжённость у Валентина Викторовича были не хуже, если не лучше, чем в институтском оркестре. А главное, Валентин Викторович на репетициях мог до­вести всех до изнеможения, пока не добьётся нужного звучания ансамбля.

С 1963-го года коллектив перебрался в только что отстроенный ДК металлургов. Репертуар - разнообраз­ный, качественный, богатый.

Его эстрадный коллектив был высоко оценен не толь­ко в Верхней Пышме, в области, но стал известен всей стране. Это произошло, когда мужской вокальный квар­тет победил в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!».

Выступали мы не только со сцены клуба, ещё - иг­рали на танцплощадке у 1-го магазина, а затем в го­родском парке, где построили большую новую танцпло­щадку со сценой, подиумом и большим навесом. Хоть в концертах, хоть на танцплощадке — Колтушкин везде требовал качества. И отвечали музыканты там за всё, в том числе и за порядок тоже.

Помню случай: задебоширил один подвыпивший то­варищ, перелезший через забор. Народу битком. Ру-фина Ивановна решила приструнить, что, мол, ты дела­ешь? В ответ - пощёчина. Все застыли. Музыканты во главе с Колтушкиным положили инструменты, молча подошли к «товарищу», раскачали его и... через забор. Через день-два пришёл он с «мировой» - ящик водки принёс... «Воспитался», то есть.

Из его молодых друзей, коллег получилось на удив­ление много лидеров, руководителей разного ранга и в разных областях. Практически никто из них не забыл своего друга и учителя.

В середине 70-х в ДК металлургов сменилось руко­водство. По каким-то причинам взаимопонимания не получилось, и Валентин Викторович принял решение уйти. Он, конечно, потерял многое из того, что долгие годы создавал. Зато дети приобрели талантливейшего учителя музыки, пения, руководителя хора. Художе­ственная самодеятельность 22-й школы, куда он при­шёл работать, превосходила многократно все другие школы в течение целых 30 лет!

Будь он в «новое капиталистическое время» моло­дым - и тут бы вписался. Всегда в нём присутствовала и коммерческая организаторская жилка, и серьёзный, ответственный подход к любому делу. Дома он всё де­лал своими руками, с выдумкой, интересно, хотя ис­пользовал самые дешёвые материалы, так как матери­ально семья жила скромно - небольшие зарплаты пе­дагога и медсестры и пенсии.

Уже на седьмом десятке Колтушкины надумали взять садовый участок. Да где - за посёлком Красным. Учитывая, что транспорт Валентина Викторовича -мотоцикл, видавший виды за долгие годы службы, - это решение стать садоводом было смелым и для нас нео­жиданным. Но время показало, что Колтушкин и тут «на коне». Из подручных материалов, отходов он своими руками собрал небольшой домик, чтобы укрыться от дождя, отдохнуть; боролся, как мог, с хулиганами, по­сягавшими на этот дом. Построил он теплицу (парни-чок), и садово-огородный процесс пошёл. Прекратили они с Руфиной Ивановной садоводничать только тог­да, когда всерьёз заявили о себе проблемы с сердцем. В этом саду мы тоже провели вместе несколько при­ятных часов.

Я больше «теоретический рыбак», работа не позво­ляет уделять рыбалке достаточно времени. Но когда я попадал на рыбалку вместе с Валентином Викторови­чем, это всегда был праздник, даже если плохо клева­ло. Он всегда был активен, заражал активностью дру­гих, вечные рыбацкие былицы и небылицы, анекдоты, рюмка водки, если холодно. Такие рыбалки тоже час­то вспоминали на встречах дома. Обязательным был ритуал сбора и обмена рыбацкой информацией по те­лефону.

Это невозможно объяснить, но я люблю всё то, что любит Колтушкин, по сей день наши вкусы совпадают. За прошедшие годы мы много раз встречались семья­ми, в том числе у него дома. Там всегда создавалась весёлая, непринуждённая атмосфера, когда отдыхаешь душой, когда не хочется уходить домой. Иметь такого друга - дорогого стоит».

«ПРОСТО... ПРОСТО...
ПРОСТО — ЧЕ-ЛО-ВЕК!»

Галина Николаевна Артемьева, комсомольский и партийный лидер 1970-80-х годов, возглавлявшая го­родскую Думу МО «Верхняя Пышма», ныне - депутат областной Думы:

«Знаю Валентина Викторовича со своего «щенячье­го» возраста... Помню его вокальные ансамбли 1960-х, время расцвета его музыкального и организаторского творчества. Помню его несравненную работу в школах и пионерских лагерях с детьми. Виртуоз! Одухотворён­ный музыкант. И просто... просто... ЧЕ-ЛО-ВЕК!»

«ОН ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО...»

Алексей Александрович Колтышев журналист, заместитель директора по производству Издатель­ского Дома «Филантроп»:

«Когда я пошёл в первый класс, меня параллельно записали учиться в детскую музыкальную школу, кото­рая в то время располагалась в сквере около Дворца культуры, по классу фортепиано. Однако совсем скоро маме пришлось идти к директору музыкальной школы Альвине Георгиевне Бажановой с заявлением о пере­воде меня на учёбу по классу аккордеона, где я и про­учился семь счастливых лет.

«Виной» такой смены настроения стал... Валентин Викторович Колтушкин. В то время он вел хоровые за­нятия в моей родной школе № 22, а ещё аккомпаниро­вал на занятиях ритмикой, которые вела В.Г. Гераси­мова. И когда я впервые так близко увидел перламут­ровый, переливающийся на свете аккордеон, и музы­канта, так виртуозно играющего на этом инструменте, решение было непреклонным: «Хочу заниматься толь­ко на аккордеоне, чтобы научиться играть так же здо­рово, как этот «дядя».

С тех пор прошло уже много лет. Я с отличием за­кончил музыкальную школу, участвовал во множестве концертов, в том числе с местным «Автоклубом» (был такой автобус, который устраивал выездные праздни­ки-концерты для жителей сёл и деревень, а вдохнови­телем всего этого дела была замечательная Валенти­на Семёновна Буханцова). И с учителями мне повезло: мой первый и главный педагог по классу аккордеона Анна Михайловна Султанова, окончательно укрепившая меня в мысли, что именно аккордеон - самый лучший инструмент. С теплотой вспоминаю также и Зинаиду Николаевну Осипову, нынешнего директора верхне-пышминской музыкальной школы, и Ларису Станисла­вовну Эйсак, и Людмилу Николаевну Коноплянко (Ки­риллову), и Ина Николаевича Адриановского, в оркест­ре народных инструментов которого я имел честь иг­рать.

Так, благодаря Валентину Викторовичу у меня воз­никла любовь к аккордеону, которая не покидает меня все эти годы и не угаснет, конечно, уже никогда. И ког­да я беру в руки инструмент, почти всегда перед глаза­ми Валентин Викторович - с доброй улыбкой, в очках, наклонившись немного вперёд (я вообще не помню его играющим сидя), со своим красивейшим голубым ак­кордеоном. И - мурашки по коже от его игры! И хоть я сейчас, увы, уже не часто играю, я счастлив, что до сих пор у меня есть эти мурашки из детства, которые как бы постоянно напоминают: плохо играть - нельзя, если не очень знаешь песню - лучше порепетируй дома, не на публике, но выдай это под лучшим соусом».

«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

В интервью с Валентином Викторовичем, которое публикуется в следующих главах, как-то почти вскользь из его уст прозвучало, что он с Генрихом Фёдоровичем Ивановым готовил «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». В том виде, в ка­ком это прозвучало, я и зафиксировала момент.

Однако история оказалась гораздо глубже и не­однозначней, чем показалась на первый взгляд.

Когда эта книга была практически закончена, мне в руки (и, наверное, не случайно!) попадает настоящий «бестселлер» о Верхней Пышме и... обо всей стране... Это - первый том сборника Леонида Германовича Ка-менецкого «Мои современники. Лицом к лицу». Книга, которую автор, будучи уже тяжело больным, успел уви­деть вышедшей в свет незадолго до смерти... Умер Ле­онид Германович двумя месяцами позже Валентина Викторовича, в декабре 2004 года.

Они были знакомы. Ещё при жизни Валентина Вик­торовича Колтушкины показали мне газету «НА СМЕНУ!» за 1997-й год, спецвыпуск которой был посвящен ли­тературному творчеству Л.Г. Каменецкого: На газете содержался автограф Леонида Германовича Валенти­ну Викторовичу и Руфине Ивановне, который был уже отсканирован, чтобы предстать в книге о маэстро.

Вкратце познакомившись с этим эксклюзивным сборником мемуаров Леонида Германовича, я обнару­жила и фамилию Колтушкиных:

«Я уже рассказывал о том, что раньше в Верхней Пышме было два клуба - «Цветмет» и Клуб горняков. (Возможно, что с клубом строителей Л. Г. просто не сталкивался по каким-либо причинам -О.С.) В этих клу­бах я часто бывал, а в «Цветмете» тогда была лучшая самодеятельность. Многие коренные верхнепышмин-цы помнят, конечно, такие имена, как Юрий и Светлана Малухины, Ольга Пивненко, Галина Писулина, супруги Валентин Викторович и Руфина Ивановна Колтушкины. Всё лучшее потом, естественно, перекочевало в новый Дворец металлургов вместе с директором (клубом «Цветмет», а затем и Дворцом руководил в то время Николай Корюкин).»

«Настоящий расцвет культурной жизни города при­ходится, я считаю, на 70-е годы, когда начальником от­дела культуры работала Галина Михайловна Писулина. Сказать, что город «гремел», - значит, ничего не ска­зать».

Так вот случилось, что, уже уйдя из жизни, Леонид Германович смог представить ещё одно мнение о ма­эстро Колтушкине и его учениках, тех, кто за честь по­читает быть навсегда его учениками...

Но вернёмся к... «ДНЮ ПОБЕДЫ», недаром же эта история начинается с упоминания многими любимой и дорогой песни.

Леонид Германович в главе «Рукопожатие Ельцина» рассказывает «Про то, как Иванов для Ельцина пел». А суть в следующем: одну из рабочих встреч Б.Н. Ель­цин назначил не где-нибудь, а на дороге между Невьян-ском и «Селеном». Потом Ельцин заехал в «Селен» к Б.А. Кривоусову. Там же в это время оказался на дру­гом своём совещании возглавлявший тогда «Радугу» Генрих Фёдорович Иванов.

Где находится клуб-столовая, Ельцин знал. И вот, подходя всё ближе и ближе к клубу, Борис Николаевич слышит, как кто-то очень громко поёт «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».

«Этим кем-то был не кто иной, как Генрих Фёдоро­вич Иванов. У него такое настроение было в тот день... Особое. Когда Ельцин к столовой подошёл, Иванов его не видел и песню продолжал исполнять самозабвенно и всё громче.

Сопровождающие Бориса Николаевича лица дёрну­лись было его прервать, ведь САМ же приехал! Стоит! Слушает! Но Ельцин им не позволил. И лишь когда Ген­рих Фёдорович допел последний припев, он к нему под­нялся и похвалил его за хорошее исполнение очень хорошей песни Давида Тухманова».

Затем «в скобках» Леонид Германович замечает: «...ибо мало кто об этом знает: песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» была в своё время отвергнута худсоветом «Мелодии». Она показалась кому-то «перепевом старых мотивов»...

Нет Г.Ф. Иванова. Нет В.В. Колтушкина, у которого когда-то в начале 60-х молодой механик ПОЗа Генрих Иванов учился петь, которому маэстро помогал «де­лать» песню «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...

Ушёл из жизни Л.Г.Каменецкий... Но, может быть, найдутся люди, которые в точности прояснят - бла­годаря кому в результате совместных усилий и случайностей песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» стала в конце концов символом этого великого праздника для всей страны.

Смею лишь высказать догадку, что мера чутья и му­зыкального вкуса не подвела нашего маэстро, услы­шавшего Песню однажды... Эта песня, имеющая авто­ров, - поистине НАРОДНА! Как в масштабе, несколько более широком, чем границы Верхней Пышмы, народ­ным стало имя Валентина Викторовича Колтушкина.

Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма
ООО "Издательство "Филантроп"
298640, Россия, Республика Крым,
г. Ялта, пос. Партизанский, ул. Лавандовая дом 8?6
Телефон: +7 978 0151102
E?mail: