Ольга Суздальцева.
"Солнечный круг маэстро Колтушкина"
С 89
ББК (Щ) 85.31
С 89 Суздальцева О.В. Солнечный круг маэстро Колтушкина. - Екатеринбург, «Филантроп», 2005 г. - 160 с.
ISBN 5-901112-45-8
Руфина Ивановна Колтушкина, родные, друзья, коллеги, ученики, в том числе и автор книги, благодарят Уральскую горно-металлургическую компанию, лично Михаила Ивановича Бочкарёва и Евгения Владимировича Брагина, ОАО «Урал-электромедь», лично Александра Анатольевича Козицына, за неоценимую финансовую, организационную, техническую помощь и поддержку в подготовке и издании книги.
В издании использованы фотографии и другие документы из личных архивов Р. И. и В. В. Колтушкиных, Г. М. Писулиной, М. И. Бочкарёва, В. Г. Герасимовой, В. И. Антропова, В. А. Злоцкого, О. М. Соколовой, В. А. Соколовой, А. И. Роднина. Фото люстры ДК металлургов ОАО «Урал-электромедь» - М. А. Улитин.
Идея, содержание, интервью, литературная обработка бесед, текст, компьютерный набор, составление книги -Суздальцева Ольга Владимировна.
ISBN 5-901112-45-8
© Суздальцева О.В., 2005 г., идея, составление, лит. обработка
© ООО ИД «Филантроп», 2005 г., макет, изготовление
От автора
Главным героем этой книги является Валентин Викторович Колтушкин, музыкант-самородок, талантливый педагог и организатор взрослой и детской художественной самодеятельности скромного трудолюбивого уральского города Верхняя Пышма.
Приехав сюда в 1954 году, в год 100-летия поселения, он прожил в нём полвека, внеся значительный вклад в культурное, музыкальное, художественное, трудовое воспитание его жителей, юных и взрослых.
Город, громко праздновавший в июле 2004-го 150-летний юбилей, успел выразить 74-летнему маэстро свою признательность, наградив его Почётным знаком отличия «За заслуги перед МО «Верхняя Пышма».
9 октября 2004 года сердце Валентина Викторовича остановилось.
Работа над книгой о В.В.Колтушкине и времени, в котором он жил, была начата при жизни этого человека, и автор получил благословение на то.
Но издание не только о нём. Оно - о судьбе нескольких поколений верхнепышминцев, о развитии, расцвете города и превращении его в «медную столицу» Урала.
Центральную часть книги занимает цикл воспоминаний и впечатлений о дорогом и любимом учителе, музыканте-виртуозе, коллеге, друге, в которых люди распахивают свои сердца и судьбы. Подобно тому, как раскрывался его любимый аккордеон и во всю мощь и ширь звучала музыка необъятной российской души, так пытаются вести себя и страницы этой «народной» книги... И внутреннему духовному взору предстаёт своеобразный «парад планет», которые, будучи каждая на своём месте, осознанно, с любовью и благодарностью вращаются вокруг солнца... Именно поэтому книга называется не иначе как «СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ».
«ЭТО ЖЕ ТАК ЗДОРОВО - РАДОВАТЬ ЛЮДЕЙ!»
Галина Михайловна Писулина (Газизулина), участница вокального женского квартета, солистка, исполнительница танцев в программах В. В. Колтушкина, руководитель отдела культуры верхнепышминского исполкома в 1970-х годах, ныне - директор киноконцертного театра «Космос» г. Екатеринбурга, заслуженный работник культуры России:
«Имя Валентина Викторовича - в сердце моём со времён моей юности и незабываемой совместной работы под его блестящим руководством... Я попала в тот удивительный круг, будучи школьницей. Занималась всем - и пением (в квартете и соло), и танцами (исполняли с Юрой Малухиным русские, испанские, аргентинские и многие другие)- была, то есть, «артисткой» универсальной. А ещё вела комсомольскую работу. В результате чего возникали проблемы. Секретарь горкома комсомола однажды поставил условие - петь или комсомольской работой заниматься! Считалось, что «прыгать» на сцене для молодёжного лидера - дело неприличное. А я не могла бросить ни то, ни другое...
Как сейчас помню, ещё в самодеятельности во 2-й школе, где я училась, пела: «Белая, несмелая ромашка полевая...»
Он меня сделал культурным человеком. Всем лучшим в себе я обязана ему. Он - мой первый настоящий Учитель, второй отец и дорогой друг. Очень требовательный, принципиальный человек. Репетиции - адский труд, расслабляться не позволял. Это было преодоление себя во имя той радости, которую мы получали, выступая на сцене, радуя зрителей.
Когда 22-я школа была ещё на Молебке, мы с ним вместе вели музыкальные кружки. Потом я ушла на руководящую работу, вскоре стала заведующей отделом культуры Верхней Пышмы. И тут мы, конечно, пересекались. Великая радость - общение с Валентином Викторовичем...
Именно он научил меня видеть и слышать красивое. На самом перепутье именно он сказал: «Я вижу, что ты должна идти в культуру. Это же так здорово - радовать людей!»
...Когда я училась в Высшей партшколе, все там узнали о Валентине Викторовиче, мы дружно пели его песни, которые очень полюбились моим сокурсникам.
Одна лишь грустинка не покидает меня, что не получил он тех званий в культуре и образовании, которые заслужил талантом и трудом, как никто... «Не положено», - говорили высокие чиновники, намекая на беспартийность и отсутствие корочек о высшем специальном музыкальном образовании, и возвращали документы на звание назад... А потому, когда мне было присвоено звание заслуженный работник культуры, я при всех, на церемонии вручения знака сказала, что в ПЕРВУЮ очередь разделяю его со своим главным Учителем и вторым отцом - Валентином Викторовичем Колтушки-ным...»
«ДРУГИХ ТАКИХ ЛЮДЕЙ Я НЕ ВСТРЕЧАЛА!» или «ПРАЗДНИКИ ДЛЯ ДУШИ»
Эльвира Иосифовна Бронникова, участница художественной самодеятельности ДК ПОЗ в начале 60-х годов, ныне - начальник Управления культуры Верхней Пышмы, заслуженный работник культуры России.
Интервью с Эльвирой Иосифовной состоялось при жизни Валентина Викторовича, которого она считает одним из главных своих учителей.
Вот что было сказано:
«Пусть простят меня многие специалисты-профессионалы в области организации культурно-массовой работы и художественной самодеятельности, с которыми приходилось сталкиваться, но в моей жизни других ТАКИХ (!) людей не было! Колтушкин - личность уникальная. По результативности превосходил (и превзошёл бы сегодня, будь молодым) всех. Двадцать раз «утёр бы нос» сегодняшним «профи». Равных ему не вижу. Хотя у него ни высшего, ни среднеспециального музыкального образования не было. Чистейшей воды самородок!
В конце 50-х, в 60-х годах он сумел сплотить одарённых людей и научить их петь и играть профессионально. Профессионален был инструментальный квартет. В ДК металлургов он создал два уникальных вокальных квартета - мужской и женский. В ДК ПОЗ существовал ещё один коллектив-спутник, женский квартет, в котором имела счастье петь и я. С нами Валентин Викторович работал с не меньшей отдачей. Мужской вокальный квартет под его руководством пел совершенно безукоризненно, - недаром он стал победителем Всероссийского телевизионного конкурса «Алло! Мы ищем таланты!»
Концертмейстер, блестяще владеющий аккордеоном; музыкант, умеющий играть практически на всех инструментах; режиссер, постановщик, педагог по вокалу, аранжировщик, композитор, актёр, танцор и чуть ли не постановщик танцев, - сам во всех лицах! И что поразительно - всё, за что он брался, - великолепно удавалось! Чувство меры и безукоризненность вкуса ему никогда не изменяли.
Удавалось из каждого человека достать лучшее. Это, пожалуй, самое сложное. Индивидуальный подход к любому человеку для него - норма.
Ему присуще необыкновенное трудолюбие - то же самое в обязательном порядке он прививал всем участникам так называемой «самодеятельности». Требовательность его была высока чрезвычайно. Всё оттачивалось до совершенства!
Валентин Викторович - человек веселый, остроумный, с удивительным чувством юмора, умеющий общаться. Утончённый интеллигент и одновременно простой российский «мужик» уживаются в нём совершенно органично. Ко всему прочему, для Валентина Викторовича характерны и естественны бескорыстие и простота в обращении с людьми.
...Аккордеон же в его руках всегда звучал как бы... «сам»! Что за этой легкостью стояло? Он - музыкант «от Бога».
...ТО время считаю самым удивительным в своей жизни - «праздниками для души», за что невероятно благодарна Валентину Викторовичу!»
«ОН СОЗДАЛ СЕБЯ САМ»
Михаил Иванович Бочкарёв, друг с 40-летним стажем. Ныне - советник генерального директора УГМК. Заслуженный строитель России, Почётный гражданин города Верхняя Пышма:
«Знакомство наше состоялось в 1959 году, тотчас после моего приезда в Верхнюю Пышму в качестве молодого специалиста строительного управления. Первое время жилья не было. Жил в комнате, в здании стройуправления по Менделеева. Слышу вечерами - поют, играют. Поднялся однажды, смотрю - молодежь, вся самодеятельность СУ в небольшом красном уголке. Репетируют. А я сам везде в самодеятельности участвовал, без гитары не жил. Итак, сразу попал в творческий круг художественной самодеятельности Верхней Пыш-мы.
Колтушкин руководил и эстрадным коллективом в клубе «Цветмет», где после появления ДК металлургов многие годы располагался магазин «Уют». Четыре года, вплоть до 1963-го, я играл на гитаре в ансамбле «у Кол-тушкина». В 1963-м назначили меня главным инженером СУ. На систематические занятия музыкой времени стало катастрофически не хватать. Пришлось оставить творчество, но... не возникшую с Валентином взаимную привязанность и дружбу. Те годы связали нас плотно и навсегда. Так и дружим семьями.
Что меня притянуло в нём? Уже в те молодые годы я увидел в нём зрелую личность, человека, который САМ СЕБЯ СОЗДАЛ. До всего доходил сам, своим умом и талантом. Очень творческий человек, прекрасный организатор. Абсолютно не зазнаваясь, умел быть «на вершине». Его постоянно окружала молодёжь. Колтушкин - заразительный талант, к которому тянулись люди. Мало кто в то время обладал авторитетом большим, чем тот, который заслуженно имел он. Программы, которые он делал со своими коллегами, учениками, единомышленниками, были просто профессиональными.
Я несколько лет до приезда в В.Пышму играл на гитаре в эстрадном оркестре Саратовского автодорожного института. Этот коллектив вёл профессиональный музыкант, оркестр был лауреатом всероссийских конкурсов. Так я должен сказать, что организация репетиций, их напряжённость у Валентина Викторовича были не хуже, если не лучше, чем в институтском оркестре. А главное, Валентин Викторович на репетициях мог довести всех до изнеможения, пока не добьётся нужного звучания ансамбля.
С 1963-го года коллектив перебрался в только что отстроенный ДК металлургов. Репертуар - разнообразный, качественный, богатый.
Его эстрадный коллектив был высоко оценен не только в Верхней Пышме, в области, но стал известен всей стране. Это произошло, когда мужской вокальный квартет победил в телевизионном конкурсе «Алло, мы ищем таланты!».
Выступали мы не только со сцены клуба, ещё - играли на танцплощадке у 1-го магазина, а затем в городском парке, где построили большую новую танцплощадку со сценой, подиумом и большим навесом. Хоть в концертах, хоть на танцплощадке — Колтушкин везде требовал качества. И отвечали музыканты там за всё, в том числе и за порядок тоже.
Помню случай: задебоширил один подвыпивший товарищ, перелезший через забор. Народу битком. Ру-фина Ивановна решила приструнить, что, мол, ты делаешь? В ответ - пощёчина. Все застыли. Музыканты во главе с Колтушкиным положили инструменты, молча подошли к «товарищу», раскачали его и... через забор. Через день-два пришёл он с «мировой» - ящик водки принёс... «Воспитался», то есть.
Из его молодых друзей, коллег получилось на удивление много лидеров, руководителей разного ранга и в разных областях. Практически никто из них не забыл своего друга и учителя.
В середине 70-х в ДК металлургов сменилось руководство. По каким-то причинам взаимопонимания не получилось, и Валентин Викторович принял решение уйти. Он, конечно, потерял многое из того, что долгие годы создавал. Зато дети приобрели талантливейшего учителя музыки, пения, руководителя хора. Художественная самодеятельность 22-й школы, куда он пришёл работать, превосходила многократно все другие школы в течение целых 30 лет!
Будь он в «новое капиталистическое время» молодым - и тут бы вписался. Всегда в нём присутствовала и коммерческая организаторская жилка, и серьёзный, ответственный подход к любому делу. Дома он всё делал своими руками, с выдумкой, интересно, хотя использовал самые дешёвые материалы, так как материально семья жила скромно - небольшие зарплаты педагога и медсестры и пенсии.
Уже на седьмом десятке Колтушкины надумали взять садовый участок. Да где - за посёлком Красным. Учитывая, что транспорт Валентина Викторовича -мотоцикл, видавший виды за долгие годы службы, - это решение стать садоводом было смелым и для нас неожиданным. Но время показало, что Колтушкин и тут «на коне». Из подручных материалов, отходов он своими руками собрал небольшой домик, чтобы укрыться от дождя, отдохнуть; боролся, как мог, с хулиганами, посягавшими на этот дом. Построил он теплицу (парни-чок), и садово-огородный процесс пошёл. Прекратили они с Руфиной Ивановной садоводничать только тогда, когда всерьёз заявили о себе проблемы с сердцем. В этом саду мы тоже провели вместе несколько приятных часов.
Я больше «теоретический рыбак», работа не позволяет уделять рыбалке достаточно времени. Но когда я попадал на рыбалку вместе с Валентином Викторовичем, это всегда был праздник, даже если плохо клевало. Он всегда был активен, заражал активностью других, вечные рыбацкие былицы и небылицы, анекдоты, рюмка водки, если холодно. Такие рыбалки тоже часто вспоминали на встречах дома. Обязательным был ритуал сбора и обмена рыбацкой информацией по телефону.
Это невозможно объяснить, но я люблю всё то, что любит Колтушкин, по сей день наши вкусы совпадают. За прошедшие годы мы много раз встречались семьями, в том числе у него дома. Там всегда создавалась весёлая, непринуждённая атмосфера, когда отдыхаешь душой, когда не хочется уходить домой. Иметь такого друга - дорогого стоит».
«ПРОСТО... ПРОСТО... ПРОСТО — ЧЕ-ЛО-ВЕК!»
Галина Николаевна Артемьева, комсомольский и партийный лидер 1970-80-х годов, возглавлявшая городскую Думу МО «Верхняя Пышма», ныне - депутат областной Думы:
«Знаю Валентина Викторовича со своего «щенячьего» возраста... Помню его вокальные ансамбли 1960-х, время расцвета его музыкального и организаторского творчества. Помню его несравненную работу в школах и пионерских лагерях с детьми. Виртуоз! Одухотворённый музыкант. И просто... просто... ЧЕ-ЛО-ВЕК!»
«ОН ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО...»
Алексей Александрович Колтышев журналист, заместитель директора по производству Издательского Дома «Филантроп»:
«Когда я пошёл в первый класс, меня параллельно записали учиться в детскую музыкальную школу, которая в то время располагалась в сквере около Дворца культуры, по классу фортепиано. Однако совсем скоро маме пришлось идти к директору музыкальной школы Альвине Георгиевне Бажановой с заявлением о переводе меня на учёбу по классу аккордеона, где я и проучился семь счастливых лет.
«Виной» такой смены настроения стал... Валентин Викторович Колтушкин. В то время он вел хоровые занятия в моей родной школе № 22, а ещё аккомпанировал на занятиях ритмикой, которые вела В.Г. Герасимова. И когда я впервые так близко увидел перламутровый, переливающийся на свете аккордеон, и музыканта, так виртуозно играющего на этом инструменте, решение было непреклонным: «Хочу заниматься только на аккордеоне, чтобы научиться играть так же здорово, как этот «дядя».
С тех пор прошло уже много лет. Я с отличием закончил музыкальную школу, участвовал во множестве концертов, в том числе с местным «Автоклубом» (был такой автобус, который устраивал выездные праздники-концерты для жителей сёл и деревень, а вдохновителем всего этого дела была замечательная Валентина Семёновна Буханцова). И с учителями мне повезло: мой первый и главный педагог по классу аккордеона Анна Михайловна Султанова, окончательно укрепившая меня в мысли, что именно аккордеон - самый лучший инструмент. С теплотой вспоминаю также и Зинаиду Николаевну Осипову, нынешнего директора верхне-пышминской музыкальной школы, и Ларису Станиславовну Эйсак, и Людмилу Николаевну Коноплянко (Кириллову), и Ина Николаевича Адриановского, в оркестре народных инструментов которого я имел честь играть.
Так, благодаря Валентину Викторовичу у меня возникла любовь к аккордеону, которая не покидает меня все эти годы и не угаснет, конечно, уже никогда. И когда я беру в руки инструмент, почти всегда перед глазами Валентин Викторович - с доброй улыбкой, в очках, наклонившись немного вперёд (я вообще не помню его играющим сидя), со своим красивейшим голубым аккордеоном. И - мурашки по коже от его игры! И хоть я сейчас, увы, уже не часто играю, я счастлив, что до сих пор у меня есть эти мурашки из детства, которые как бы постоянно напоминают: плохо играть - нельзя, если не очень знаешь песню - лучше порепетируй дома, не на публике, но выдай это под лучшим соусом».
«ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
В интервью с Валентином Викторовичем, которое публикуется в следующих главах, как-то почти вскользь из его уст прозвучало, что он с Генрихом Фёдоровичем Ивановым готовил «ДЕНЬ ПОБЕДЫ». В том виде, в каком это прозвучало, я и зафиксировала момент.
Однако история оказалась гораздо глубже и неоднозначней, чем показалась на первый взгляд.
Когда эта книга была практически закончена, мне в руки (и, наверное, не случайно!) попадает настоящий «бестселлер» о Верхней Пышме и... обо всей стране... Это - первый том сборника Леонида Германовича Ка-менецкого «Мои современники. Лицом к лицу». Книга, которую автор, будучи уже тяжело больным, успел увидеть вышедшей в свет незадолго до смерти... Умер Леонид Германович двумя месяцами позже Валентина Викторовича, в декабре 2004 года.
Они были знакомы. Ещё при жизни Валентина Викторовича Колтушкины показали мне газету «НА СМЕНУ!» за 1997-й год, спецвыпуск которой был посвящен литературному творчеству Л.Г. Каменецкого: На газете содержался автограф Леонида Германовича Валентину Викторовичу и Руфине Ивановне, который был уже отсканирован, чтобы предстать в книге о маэстро.
Вкратце познакомившись с этим эксклюзивным сборником мемуаров Леонида Германовича, я обнаружила и фамилию Колтушкиных:
«Я уже рассказывал о том, что раньше в Верхней Пышме было два клуба - «Цветмет» и Клуб горняков. (Возможно, что с клубом строителей Л. Г. просто не сталкивался по каким-либо причинам -О.С.) В этих клубах я часто бывал, а в «Цветмете» тогда была лучшая самодеятельность. Многие коренные верхнепышмин-цы помнят, конечно, такие имена, как Юрий и Светлана Малухины, Ольга Пивненко, Галина Писулина, супруги Валентин Викторович и Руфина Ивановна Колтушкины. Всё лучшее потом, естественно, перекочевало в новый Дворец металлургов вместе с директором (клубом «Цветмет», а затем и Дворцом руководил в то время Николай Корюкин).»
«Настоящий расцвет культурной жизни города приходится, я считаю, на 70-е годы, когда начальником отдела культуры работала Галина Михайловна Писулина. Сказать, что город «гремел», - значит, ничего не сказать».
Так вот случилось, что, уже уйдя из жизни, Леонид Германович смог представить ещё одно мнение о маэстро Колтушкине и его учениках, тех, кто за честь почитает быть навсегда его учениками...
Но вернёмся к... «ДНЮ ПОБЕДЫ», недаром же эта история начинается с упоминания многими любимой и дорогой песни.
Леонид Германович в главе «Рукопожатие Ельцина» рассказывает «Про то, как Иванов для Ельцина пел». А суть в следующем: одну из рабочих встреч Б.Н. Ельцин назначил не где-нибудь, а на дороге между Невьян-ском и «Селеном». Потом Ельцин заехал в «Селен» к Б.А. Кривоусову. Там же в это время оказался на другом своём совещании возглавлявший тогда «Радугу» Генрих Фёдорович Иванов.
Где находится клуб-столовая, Ельцин знал. И вот, подходя всё ближе и ближе к клубу, Борис Николаевич слышит, как кто-то очень громко поёт «ДЕНЬ ПОБЕДЫ».
«Этим кем-то был не кто иной, как Генрих Фёдорович Иванов. У него такое настроение было в тот день... Особое. Когда Ельцин к столовой подошёл, Иванов его не видел и песню продолжал исполнять самозабвенно и всё громче.
Сопровождающие Бориса Николаевича лица дёрнулись было его прервать, ведь САМ же приехал! Стоит! Слушает! Но Ельцин им не позволил. И лишь когда Генрих Фёдорович допел последний припев, он к нему поднялся и похвалил его за хорошее исполнение очень хорошей песни Давида Тухманова».
Затем «в скобках» Леонид Германович замечает: «...ибо мало кто об этом знает: песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» была в своё время отвергнута худсоветом «Мелодии». Она показалась кому-то «перепевом старых мотивов»...
Нет Г.Ф. Иванова. Нет В.В. Колтушкина, у которого когда-то в начале 60-х молодой механик ПОЗа Генрих Иванов учился петь, которому маэстро помогал «делать» песню «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»...
Ушёл из жизни Л.Г.Каменецкий... Но, может быть, найдутся люди, которые в точности прояснят - благодаря кому в результате совместных усилий и случайностей песня «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» стала в конце концов символом этого великого праздника для всей страны.
Смею лишь высказать догадку, что мера чутья и музыкального вкуса не подвела нашего маэстро, услышавшего Песню однажды... Эта песня, имеющая авторов, - поистине НАРОДНА! Как в масштабе, несколько более широком, чем границы Верхней Пышмы, народным стало имя Валентина Викторовича Колтушкина. |